Carden-Loyd Patrol Car Mk.I
Carden-Loyd
Patrol Car Mk.I
Британия
Сверхлегкий
по массе разведывательный танк
масса |
2,1 т |
вооружение |
1 пулемет |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой установки |
40 л.с. |
проект |
1932г., Vickers |
выпускался |
1932г., Vickers 1 шт. опытный |
Основная
статья: Британское танкостроение 1929-1938гг.
Сверхлегкие и минилегкие
танки-танкетки
В 1929г. усилиями совладельцев компании Carden-Loyd
Tractors Ltd. Карден и Лойд
(Рис.1) британская армия получила танкетку Carden-Loyd Mk.VI (Рис.2).
Рис.1 – Слева - Sir John
Valentine Carden (1892-1935гг.), справа - Vivian Graham
Loyd (1894-1972гг.).
Кардена описывают, как «интровертного инженерного гения», в отношении Лойда есть мнение, что это был «экстраверт-инженер-продавец».
Рис.2 –
Проекции, компоновка и внешний вид Carden-Loyd Mk.VI.
Машина имела массу 1300 кг (сухая масса) и 1600/1700 кг (боевая масса), длину – 2460 мм, ширину – 2000/1700 мм, высоту – 1200 мм, клиренс – 230 мм. Корпус танкетки Mk.VI собирался на болтах и заклёпках из листов катаной броневой стали толщиной 4-6 мм. Вертикальные лобовые бронелисты и нижний кормовой бронелист устанавливались под наклоном, борта, лоб и корма надстройки были строго вертикальными. В передней части корпуса располагалась трансмиссия механического типа, а двигатель и сидения экипажа находились ближе к корме – это моторно-боевое пространство не бронировалось сверху. По бортам моторно-боевого «отделения» крепились ящики для амуниции, не имевшие бронирования сверху. Между двумя членами экипажа помещался 2,9-литровый 4-цилиндровый бензиновый двигатель Ford Model T мощностью от 20 до 22,5 л. с. при 1600 об./мин. (Рис.3)
Рис.3 – Двигатель Ford T.
На нижнем фото двигатель под кожухом между сиденьями членов экипажа.
Такая компоновка позволяла установить центр тяжести практически на пересечении продольной и поперечной осей корпуса, что было важно для сверхлёгкой боевой машины, часто совершавшей крутые развороты.
Справа находилось место командира, он обслуживал 7,71-мм пулемет Vickers, боекомплект для которого размещался в корпусе рядом с ним. Слева сидел водитель, управлявший машиной при помощи двух рычагов.
Ходовая часть Mk.VI была чисто гусеничной и полностью заимствовалась от Mk.V*. Применительно на один борт ходовая включала переднее ведущее колесо, заднее направляющее колесо (ленивец) и четыре обрезиненных опорных катка собранные в две тележки. Каждая из тележек оснащалась амортизацией на листовых рессорах, которая крепилась к продольной балке снизу. В свою очередь, балка монтировалась к корпусу на двух кронштейнах, а на заднем конце балки крепился ленивец. Гусеничная лента состояла из стальных одногребневых траков. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась направляющим желобом.
Машина развивала скорость до 30 миль/час (45-48 км/ч), могла преодолевать вертикальные стенки высотой до 30 см и броды глубиной до 60 см. На первой модели стоял бензобак ёмкостью 61 галлон, что позволяло иметь запас хода до 52 миль, но обычно указывают, что запас хода по шоссе составлял 144 км, или до 160 км. По другим данным, на машине устанавливали бак ёмкостью 27 л, запаса топлива хватало на 100 км по дороге или 2 часа работы по бездорожью.
Вершиной развития конструкции танкетки Carden-Loyd Mk.VI в Британии можно считать машины типа Carden-Loyd Patrol Car. Главным недостатком серийной танкетки было отсутствие возможности вести круговой обстрел — эту проблему планировалось решить путем установки башни на модифицированный корпус. На разработку и реализацию этого проекта потребовалось несколько месяцев, и в 1932г. фирма Vickers выпустила первые два (-?) прототипа боевой машины, обозначенной как Patrol Car Mk.I (хотя в ряде источников встречается название Patrol Car Mk.VI). (Рис.4)
Рис.4 – Вверху каноническое изображение Carden-Loyd Patrol Car.
Нижние фото – первый прототип Patrol Car.
Carden-Loyd Patrol Car Mk.I имел массу 2100 кг, при габаритах: длина – 2750 мм, ширина – 1960 мм (по другим данным, 1750 мм), высота – 1750 мм (или 1650 мм). Экипаж – 2 человека.
Patrol Car Mk.I получил клепаный корпус с коробкообразной надстройкой, приспособленной для размещения двух членов экипажа. При создании «патрульного» сверхлегкого танка некоторые изменения претерпела ходовая часть – изменились тележки с опорными катками, верхняя ветвь мелкозвенчатой гусеницы теперь поддерживалась одним роликом, закрепилось приподнятое положение ленивца. В целом, ходовая часть на один борт состояла из 4 опорных катков, сблокированных в 2 тележки, 1 поддерживающего ролика, переднего ведущего колеса и заднего ленивца. (Рис.5)
Силовая установка
состояла из бензинового 6-ти цилиндрового двигателя Ford AA жидкостного
охлаждения мощностью 40 л.с. при 2200 об/мин,
который устанавливался в передней части танка. Иногда пишут, что стандартным
двигателем на Patrol Car Mk.I был карбюраторный двигатель Meadows
мощностью 60 л.с. (- возможно, это справедливо
применительно к машинам, поставленным в Данию). Рядом располагалась
трансмиссия, включавшая однодисковое сцепление, дифференциал, бортовые
редукторы и ручную коробку переключения передач. Машина развивала скорость до
32 км/ч, запас хода – 150 км при емкости топливного бака в 45 л.
Вооружение Patrol Car Mk.I состояло из одного 7,71-мм пулемета Vickers, который находился в башне и защищался бронированным цилиндрическим кожухом. По другим данным, вместо «виккерса» устанавливался 7,92-мм пулемет Lewis образца 1908г. Боекомплект 3200 патронов.
Из-за недостатка места внутри боевого отделения была предусмотрена буксировка гусеничного прицепа, в котором можно было разместить дополнительные боекомплект или другую амуницию. (Рис.6)
Рис.6 - Patrol Car с гусеничным прицепом.
Высота преодолеваемых уклонов до 25°. (Рис.7)
Рис.7 - Patrol Car, преодоление уклона.
Британская армия, недавно получившая на вооружение танкетки Mk.VI и малые легкие танки Mk.II не проявила интереса к новому сверхлегкому танку Carden-Loyd - ставка делалась на экспортный спрос.
В августе 1932 года один танк был доставлен в Данию. Предоставленный для испытаний образец находился в частично разобранном виде и его техническое состояние оценивалось как неудовлетворительное. В процессе ходовых испытаний танк с трудом двигался по пересеченной местности, а в ряде случаев наблюдалась «потеря» гусениц. Кроме прочего, отмечалось тонкое бронирование, недостаточное охлаждение МТО и теснота в боевом отделении. После шести недель всесторонних испытаний танк отправили назад на доработку. (Рис.8)
Рис.8 – Указывают, что это первый прототип, прибывший в 1932г. в Данию, фото датируются 1932г.